На старых аптечных сигнатурах можно часто видеть изображения древнегреческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа римск.) и его дочерей – врачевательниц Гигиею и Панацею.
Согласно мифологической биографии Асклепий был сыном бога солнца, света, искусств и медицины Аполлона и дочери беотийского царя Коронис. По одной из версий, он появился на свет посредством кесарева сечения из чрева матери, умерщвленной Аполлоном за измену. Мальчик был воспитан кентавром Хироном на горе Пелион. Там он познал целебную силу деревьев и трав и стал врачевателем. Искусство Асклепия достигло таких вершин, что он даже стал воскрешать мертвых, похищая их из Аида. За такое нарушение естественных законов мироздания разгневанный Зевс убил его ударом молнии. Однако пострадавший ради спасения людей, Асклепий был оживлен и обожествлен, но жил не с богами, а на земле среди людей.
С древнегреческого языка имя «Асклепий» переводится как ?????????, «вскрывающий». По другой трактовке, оно фракийского происхождения и состоит из двух слов «ас» – змея и «клепи» – обвиваться. И действительно, первоначально Асклепий изображался в виде змеи и только
позже принял облик человека.
Поклонение Асклепию – единственный чисто врачебный культ в истории человечества, направленный на охрану и восстановление здоровья людей. Общегреческим он стал в конце V века до н.э.
В античном мире насчитывалось по разным данным от 200 до 800 храмов в честь бога врачевания. Крупнейшими центрами культа были Эпидавр, Афины и Дельфы.
Храмы Асклепия – асклепионы – располагались обычно в рощах, около источников и являлись не только культовыми комплексами, но и лечебницами. Их жрецы исцеляли с помощью трав и приготовленных лекарств, применяли бальнеотерапию – лечение минеральными водами, а также прибегали к хирургическим операциям.
Составной частью каждого асклепиона был абатон – место для «священного сна» – крытая галерея вдоль стены храма. Там свободно ползали культовые змеи – полозы («асклепиевы ужи», «эскулаповы полозы»). Больные засыпали прямо на полу, подстелив шкуры принесенных в жертву коз или баранов. В это время змеи вылизывали им раны и больные места. Спящим в абатоне являлся бог Асклепий, который давал советы, впоследствии истолковывающиеся служителями культа.
Врачи древности давали знаменитую «Клятву Гиппократа» (III век до н.э) во имя Асклепия и его рода. Сам же великий греческий врач Гиппократ считался 16-м потомком Асклепия.
Можно предположить, что Асклепий, действительно, был реальной личностью. Ведь еще до того, как ему стали поклоняться, Гомер, Гесиод и Пиндар говорили о нем в своих произведениях не как о боге, а как о великом и знаменитом враче. Так, у Гомера в «Илиаде» Асклепий – правитель Фессалии времен Троянской войны (? XII век до н.э.), одаренный необыкновенной способностью исцелять.
Основным атрибутом бога врачевания Асклепия являлся посох, обвитый змеей. Постепенно, начиная с XVIII века, он становится эмблемой медицины.
В 1948 г. на первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве международной эмблемой здравоохранения был выбран посох Асклепия на фоне карты мира.